Путешествие по сайту: РЫБАЛКА arrow статьи arrow Караси в колодце

Рейтинг: / 10
ХудшаяЛучшая
Байки и рассказы - Байки, рассказы, мысли

Караси  в  колодце.В саду у моего дедушки был колодец. Интересный, скажу я вам, колодец. Я такого больше нигде и никогда не видел.
Когда-то на его месте был обыкновенный родничок, который из земных глубин нашел себе выход на поверхность, к солнышку поближе. Дедушка только обложил родничок дубовыми брусочками в виде колодезного сруба. Да так плотно соединил эти брусочки между собой, что вода в щели и не просачивалась. Да их и не видно было, этих щелей Не зря ведь дедушка Василий считался самым лучшим плотником в селе. Вот и колодец над родничком соорудил всем на диво.

Чистая водичка полностью заполнила сделанный дедом сруб и вытекала из него по специально приспособленному желобу. А уже от колодца неугомонным ручейком бежала к небольшой речушке, протекающей по лужайке за бабушкиным огородом.

Вода в колодце была очень вкусная. А холодная какая! Аж зубы ломило. Чтобы полить грядки, воду из колодца еще с утра наносили в большую металлическую бочку, почти до середины врытую в землю. В бочке вода за день нагревалась, и только вечером мы поливали и огурцы, и лук, и помидоры и все другие овощи, растущие на бабушкином огороде.

Помню, тогда в мои обязанности входило каждое утро наполнить бочку водой. Делал я это с удовольствием, хотя работа занимала немало времени. Ведь надо было перенести не менее двадцати ведер воды. А носил я ее не более чем по полведра. Ведь я тогда только второй класс кончил. Еще совсем пацаном был …

Зато потом у меня была воля вольная! Аж до самой ночи. Или на речку с ребятами купаться, или рыбу ловить, или за грибами в заречный лес идти. Лес был рукотворным. Сосновым. После войны моя мама и такие же как она молоденькие девчонки его сажали. Молодым сосенкам тогда еще и по двадцати лет не минуло. И почти под каждой из них нас с нетерпением ожидали дружные семейки симпатичных молоденьких маслят.

Как-то мы с ребятами договорились пойти утром в лес. Потому я решил наполнить бочку водой еще вечером. Ношу воду, за одно и ведра считаю. А тут и дедушка, поужинав, в сад вышел.

- Ты же смотри, внучек, воду носи, но карасей наших из колодца ведром не вычерпай.
- Каких-таких карасей, дедушка? Разве караси в колодцах живут?..
- Не знаю, как в других, а в нашем живут, - улыбается в бороду дедушка Василий. - Где взялись, о том не ведаю. Но есть их там не меньше десятка. А, может, и больше уже.

Дедушка ушел куда-то по своим делам, а мне те караси покоя не дают. Подбежал к колодцу, всматриваюсь в ее глубину, но ничего, кроме самой воды, там и не вижу. Разве что мое собственное отражение на меня же и засматривается. Только уже из воды. И ни одного тебе карася. Не то чтобы целый десяток...

Пошел я у мамы о карасях спрашивать. Но она о них ничего не знала. А вот бабушка дедовы слова подтвердила.

- Есть, - говорит, - караси в колодце. Уже несколько лет как живут. Дед Василий им даже хлебушка время от времени подбрасывает. Да они и так там находят что покушать. Водоросли, которые тиной зовутся, там растут, вот они их и объедают. Но от дедовского угощения тоже не отказываются.

"Чудеса какие-то, - подумал я тогда. - Караси - в колодце! Кому скажи - не поверят".

Но дедушке и бабушке я верю. Если сказали, что есть, значит есть. Вот только как же их там увидеть? Где они там прячутся, что их совсем не видно?..

Теперь я тихо-тихо подходил к колодцу и осторожно заглядывал в него. Но карасей не видел. Я пробовал подбираться к колодцу вприсядку, а потом резко поднимался и заглядывал в его глубину. Но результат был все тот же. Не видно карасей - и все тут! Будто они все в речку сбежали.

- Дедушка! Но где же те караси? Что-то не видно их в колодце, - не выдержал я, чтобы снова не расспросить о том диве дивном, как только дедушка Василий уже поздно вечером вернулся домой. – Я как не присматривался, но ни одного так и не увидел. А вы говорите - целый десяток.

А дедушка смеется:
- Ну, может и не десяток. Может уже и больше их там плавает...
- Да нет же ни одного!..
- Есть, внучек, есть! Просто, они тебя боятся, вот и прячутся. Ты ведь ведром в колодце плещешься, покой их нарушаешь, распугал их, поди, всех. Вот они от тебя в тину и прячутся. В ямках разных на дне укрытие и защиту для себя находят. Потому и не видишь ты их.

А ты, как завтра из леса придешь, корочку хлеба возьми, да на воду ее осторожно и положи. А тогда залезь на вишню, ягодки спелые клюй и на колодец посматривай. Может тогда и увидишь.

Я растерянно посматриваю то на маму, то на бабушку. Будто поддержки у них ищу. А бабушка и говорит:

- Пойдем, внучек, завтра вместе к колодцу. Карасики меня уже давно знают. Они меня не бояться. Вот я и положу им кусочек хлебушка. А ты, как дед подсказывает, тем временем на вишню залезешь и будешь смотреть. А караси обязательно к хлебу приплывут. Привыкли уже им лакомиться.

Еще ни разу поход в лес не казался мне таким долгим. Хотя и грибов было вдоволь, но не терпелось мне тогда на карасей в колодце посмотреть. А ребятам ничего рассказывать я не решался. Пока сам во всем не убедился. А то ведь засмеют. Еле дождался, пока все свои ведерка маслятами не заполнили.

Бабушка, как и обещала, сама отнесла и положила хлеб на поверхность воды. Еще и меня самого на вишню подсадила. Сижу я, на ветке удобно пристроившись, ягодки спелые в рот ложу, время от времени на воду посматривая. А вишенки такие вкусные! Такие только в детстве бывают…

Долго караси на поверхности не появлялись. Будто действительно кого-то боялись. Я уже и вишен наелся. Даже слезать на землю собрался. Но вдруг в колодце что-то плюхнулось. Потом еще раз. Еще... Смотрю - а это действительно караси к лакомству подплыли и давай тот хлеб со всех сторон общипывать. Я аж рот разинул от удивления.

Есть! Есть-таки караси в колодце! Правду дедушка сказал!..

Долго еще я сидел тогда на вишне, зачарованно наблюдая за карасями. Было как раз обеденное время. Солнышко высоко стояло высоко. Его лучи пронизывали воду в колодце чуть ли не до самого дна.

Карасей особенно хорошо было видно тогда, когда они спокойно обсасывали корочку хлеба, не толкаясь друг с другом. Когда же какой-то из них старался оторвать себе кусочек повкуснее, то он выдергивал его из общей порции, взбудораживая при этом воду. Тогда по поверхности колодца разбегались легкие волны. Будто это был не обыкновенный колодец, а открытый водоем, на котором ветер поднял небольшое волнение. Но в такие мгновения карасей было плохо видно. Потому я мысленно просил каждого из них не быть слишком жадными и спокойно обсасывать хлеб.

Так я убедился в том, что караси в колодце все-таки есть.
Но я не был бы настоящим рыболовом, если бы не попытался поймать хотя бы одного из них.

На следующий день, уже когда солнце начало клониться к горизонту, я пришел к колодцу на рыбалку. Тихонько подкравшись к нему, я только с третьей попытки умудрился забросить свою снасть точно в центр водного зеркальца. Поплавок немножко постоял на поверхности неподвижно, а потом неожиданно дернулся и поплыл к бортику, постепенно все глубже и глубже погружаясь в воду.
Я подсек. Вода в колодце забурлила и, пролетев под вишневыми ветками, на траву упал и затрепетал всеми плавниками довольно большой карась. Такого мне даже в речке не часто поймать удавалось. А тут - из колодца...

Немного полюбовавшись карасем, я осторожно снял его с крючка и отпустил своего пленника назад, в колодец. Словно не веря неожиданно дарованной свободе, карась какое-то мгновение постоял на поверхности, а потом хлестнул хвостом по воде и мгновенно исчез в таинственной глубине.

"Пусть плавает, - подумал я тогда. - Это дедушкины караси. Ему ими и распоряжаться. А я себе и в речке поймаю".

Давно уже нет ни бабушки моей, ни дедушки. Их старенький домик купили совсем чужие люди. Стоит ли еще в том саду чудо-колодец и живут ли в нем еще караси моего детства, я не знаю. Но до сих пор вспоминаются мне и обрамленный садовыми деревьями домик дедушки Василия и бабушки Анны, и удивительный колодец под вишней, колодец, в котором когда-то жили караси.